«Джеральд Р. Форд» (англ. USS Gerald R. Ford (CVN-78)) — американский авианосец, головной корабль одноимённого типа, пришедшего на смену авианосцам типа «Нимиц». В настоящее время в составе флота.
Корабль назван в
честь 38-го президента США Джеральда Р. Форда, который служил в ВМС во время
Второй мировой войны на борту лёгкого авианосца Монтерей, на Тихоокеанском
театре военных действий.
Строительство
началось 11 августа 2005 года, когда компания Northrop Grumman провела
символическую резку 15-тонного листа, который стал частью корпуса корабля.
Спущен на воду 9 ноября 2013 года. Введён в строй 31 мая 2017 года, заменив USS
Enterprise (CVN-65), который закончил свою 51-летнюю службу в декабре 2012 года.
В 2006 году,
когда Джеральд Форд был ещё жив, сенатор от штата Виргиния Джон Уорнер
предложил внести изменения в Закон об ассигнованиях на национальную оборону на
2007 год, предложив, что CVN-78 «должен быть назван USS Gerald Ford».
В финальной
версии закона, подписанного президентом Джоржем Бушем 17 октября 2006 года,
говорилось что это только «мнение Конгресса что… CVN-78 должен быть назван USS
Gerald Ford». Поскольку «выражение мнения» обычно ни к чему не обязывает и не
имеет силу закона, ВМС не обязаны были называть корабль в честь Форда.
3 января 2007
года бывший министр обороны США Дональд Рамсфелд во время памятной речи в Епископальной
Церкви Грейс, в городе Ист-Гранд-Рапидс (англ.: East Grand Rapids), штат
Мичиган, объявил, что авианосец может быть назван в честь Форда.
Рамсфелд
отметил, что лично сказал об этом Форду во время визита к нему домой в Ранчо
Мираж, за несколько недель до смерти Форда. Это делает авианосец одним из
немногих кораблей США, названных в честь живущего человека. Позже ВМС США
подтвердили, что авианосец может быть назван в честь бывшего президента.
16 января 2007
года министр ВМС США Дональд Винтер официально присвоил имя CVN-78 — USS Gerald
R. Ford. Дочь Форда Сьюзан Форд была названа спонсором корабля. Объявление было
сделано в Пентагоне, церемонию посетили: вице-президент Дик Чейни, сенаторы Уорнер
(республиканец, Виргиния) и Левин (демократ, Мичиган), генерал-лейтенант Guy C.
Swan III, Бейлс, трое других детей Форда и остальные.
555-тонная рубка устанавливается на место на взлётной палубе во время церемонии на верфи в Ньюпорт-Ньюс в январе 2013 года
Строительство
10 сентября 2008
ВМС США подписали контракт на $5,1 миллиарда на проектирование и строительство
авианосца с компанией Northrop Grumman Shipbuilding, которая начала
строительство авианосца заранее по контракту на $2,7 миллиарда в 2005 году.
Строительство
началось в компании Huntington Ingalls Industries (ранее Northrop Grumman) на
верфи Newport News Shipbuilding (19 000 сотрудников), в городе Ньюпорт-Ньюс,
штат Виргиния.
Киль нового
корабля был торжественно заложен 14 ноября 2009 года в сухом доке № 12 дочерью
Форда, Сьюзан Форд Бейлс. В своей речи к собравшимся рабочим и представителям
министерства обороны она сказала: «Отец столкнулся со сложным вызовом —
восстановить доверие к президентству и вылечить раны нации после Уотергейта, и
только он знал, как это сделать — с абсолютной честностью и неподкупностью. И это
наследие мы вспоминаем сегодняшним утром».
Как было заявлено в августе 2011, авианосец «конструктивно наполовину готов». В апреле 2012 года готовность оценивалась на 75 %.
24 мая 2012 была
достигнута важная веха в завершении строительства корпуса корабля выше
ватерлинии, когда носовая часть была поднята и установлена на место. Это была
390-я (из примерно полутысячи) грузоподъёмная операция цельных модульных частей
(из которых собран корабль).
8 октября 2012
года Huntington Ingalls Industries в своём пресс-релизе доложили что они
«достигли 87% завершения конструкционных работ CVN-78 Gerald R. Ford». К 19
декабря 2012 конструкционные строительные работы достигли 90%. «Из около 500
подъёмных работ, необходимых для завершения корабля, 446 были завершены»
USS Gerald R.Ford в сухом доке во время строительства.
Установка рубки,
изначально запланированная на 2012 год, прошла 26 января 2013.
9 апреля 2013
года взлётная палуба авианосца была завершена вслед за пристройкой верхней
носовой секции, доведя корабль до 96%-й готовности конструкционных работ.
7 мая 2013 года
последняя из 162 основных грузоподъёмных работ была завершена, доведя корабль до
100%-й готовности конструкционных работ. Оставшиеся работы — покраска корпуса,
работы по установке валов, завершение электрических работ, установка и наладка
швартового оборудования и радарных антенн, и заполнение водой сухого дока.
11 июля 2013
года в продолжение традиций ВМФ США на авианосце была заварена капсула времени.
9 ноября 2013
года в 11:00 (по времени Восточного побережья) состоялась церемония спуска
авианосца на воду, бутылку о борт корабля разбила Сьюзен Форд Бейз, дочь
Джеральда Форда. Готовность корабля на этот момент, по заявлениям
представителей ВМС США, составила 70 %.
В июне 2016 года
агентство Bloomberg опубликовало новость, что авианосец не прошёл проверку
боеспособности, его ввод был перенесён на 2017 год. В управлении операционного
тестирования и оценки Минобороны США установили, что многие важные системы
корабля имеют серьёзные неполадки, часть из которых можно устранить только
перепроектированием.
Проблемными
являются системы взлёта и посадки самолётов (предварительно, взлётно-посадочная
полоса нуждается в замене) и управления воздушным движением (катапультой), а
также в системы самообороны корабля и доставки вооружений (специалистам
комиссии не удалось провести испытания 11 подъёмников для боеприпасов).
Электромагнитная
катапульта корабля может произвести только 400 запусков, после чего с большой
вероятностью даст сбой (вместо положенных 4166 взлётов). Аэрофинишёр может
принять подряд 25 самолётов, после чего даст сбой (вместо положенных 1600
посадок). Также неизвестны возможности двухдиапазонной радиолокационной станции
— радар тестировался только на суше, причём с незавершённым программным
обеспечением.
8 апреля 2017
года авианосец впервые вышел в море на ходовые испытания.
31 мая 2017 года
«Джеральд Р. Форд» введён в состав ВМС США. В церемонии ввода в эксплуатацию
принимал участие действующий президент США Дональд Трамп. Он назвал авианосец «100 000-тонным посланием миру».
Особенности
конструкции
Изначально
предполагалось, что «Джеральд Форд» заменит собой USS Энтерпрайз (CVN-65),
который по состоянию на 2012 год прослужил в составе флота более 50 лет.
Однако, эти планы не оправдались, «Энтерпрайз» был выведен из состава флота 1
декабря 2012 года.
Корабль оснащён
электромагнитной катапультой EMALS на основе линейного электродвигателя. Она
позволяет разгонять боевые самолёты более плавно и создаёт более щадящие
нагрузки на конструкцию летательного аппарата.
Два новых
реактора, разработанных для авианосца, способны производить на 25% больше
электроэнергии, чем энергоустановка авианосца предыдущего поколения. Запас
мощности позволяет кораблю быстрее перезаряжать катапульты и запускать самолёты
(может взять на борт до 90 самолётов и вертолётов).
С сокращением
числа членов экипажа, эксплуатация авианосца должна будет обойтись США на 4
млрд долл. дешевле, чем его предшественника. Планируемый срок службы «Джеральда
Форда» тоже 50 лет, стоимость постройки трёх авианосцев нового класса составит
примерно 42 млрд долл.
Галерея
Постройка CVN-78 «Джеральд Форд»
Октябрь 2013 года, перед спуском на воду
Выход на первые заводские испытания, 8 апреля 2017 года
Выход на первые заводские испытания, 8 апреля 2017 года
Выход на первые заводские испытания, 8 апреля 2017 года
Боевое
применение
Северная
Атлантика
4 октября 2022 года авианосец покинул свою базу в Норфолке и совершил переход в порт Галифакс (Канада).
3 мая 2023 года
авианосная группировка отправилась в Осло (Норвегия) для участия в учениях
НАТО.
Средиземное
море
26 июня 2023 года корабли прибыли в Сплит (Хорватия).
8 октября 2023
года Ллойд Остин отдал новый приказ — выдвинуться в зону арабо-израильского
конфликта.
2
18 июня ВМС США (USN) начали краш-тесты своего новейшего атомного авианосца USS Gerald R. Ford (CVN-78). Первый взрыв в ходе полномасштабных ударных испытаний (FSST), или просто ударных испытаний, был зарегистрирован Геологической службой США как толчок магнитудой 3.9 по шкале Рихтера примерно в 160 милях от побережья Флориды.

"Джеральд Форд» – новейший суперавианосец ВМС США, самый крупный и технологически усовершенствованный авианосец в мире – совершил недавно поход через Атлантический океан в сопровождении военных кораблей других стран НАТО.
Комментариев нет:
Отправить комментарий